Что такое дата-центр?

Дата-центр или центр данных (ЦОД, центр обработки данных) – единый, распределенный информационно-логический и инженерно-технологический комплекс сбора, хранения, передачи данных в большой сфере, отрасли. На ЦОД возлагают задачи оперативного обмена данными многие корпорации и государственные структуры. Помещение центра оборудуется так, чтобы эффективно обеспечить трафик, сохранность, стабильность обработки и резервирование данных.

Инженерная поддержка

Техническое оснащение ЦОД – сложное, профессиональное. Выделяют ключевые подсистемы системы дата-центра – подсистемы:

  •   энергоснабжения – бесперебойное электропитание, например, позволяющее подключать дизельные генераторы;
  •   кондиционирования – охлаждения оборудования, отвода тепла из машинного зала мощными кондиционерами;
  •   безопасности – конфиденциальности и сохранности хранения данных, доступа к ним;
  •   диспетчеризации – стабильности обслуживания и резервирования каналов, сетей.

Сложная проблема резервирования решается различными подходами. Например, оперативной заменой аварийного элемента на резервный или дублированием.

Для эффективного использования оборудования ЦОД внедряется система уровней сертификации – от базовой надежности до надежности высокой, с достаточным резервированием.

Услуги ЦОД

Практически все услуги, как и затраты, концентрируются около обеспечения надежности и устойчивости центра, телекоммуникационных услуг и процессов работы с данными. Клиент ЦОД получает сервис на базе готовой технической инфраструктуры, без необходимости ее создания собственными силами.

Услуги ЦОД

  • Размещение серверов или colocation. Оборудование клиента устанавливается на территории дата-центра, подключается к инженерной инфраструктуре: электропитанию, каналам доступа, кондиционированию, мониторингу, резервным системам. Клиент подключается к своему серверу удаленно.
  • Аренда физических серверов. При отсутствии собственного оборудования, компания может взять выделенный сервер в аренду. Параметры оборудования выбираются под задачи. Клиент имеет удаленный доступ к серверу и его управлению.
  • Аренда виртуальных серверов VPS. Решение подходит для размещения сайтов, доступа к удаленному рабочему столу или выполняет роль хранилища данных. Может использоваться для установки CRM программ и других сервисов с удаленным доступом к ним.
  • Услуги IaaS по модели облачной инфраструктуры как сервиса. Более серьезное решение с арендой пулов виртуальных ресурсов. Может покрывать масштабные задачи компании путем организации полноценной информационной инфраструктуры организации. IaaS может состоять из ряда виртуальных машин с разными ролями и отличными ОС в рамках одной услуги.

Следует учесть, что перечисленные услуги ЦОД выбирают учитывая технические потребности: задачи, используемые платформы, программы, потребляемые ресурсы, ОС, количество сотрудников, скорости каналов и другие особенности. При выборе услуг обращают внимание на уровень доступности сервиса – Uptime, финансовых гарантий соблюдений данного уровня – SLA, наличие круглосуточной технической поддержки и регламентов.

Требования к дата-центрам

Требования к ЦОД, данным в нем диктуются растущей гибкостью, объемностью и прагматичностью хранения данных (так называемый «масштабный» подход, scale-out). Увеличение нагрузки на ввод-вывод требует соответствующего роста трафика и скорости обработки (снижения времени отклика).

Корпоративные ЦОД-решения реализуемы схемой: интеллектуализация – структурирование – интеграция – транзакция – эффективность (гибкость) – управление – контроль – адаптация – развитие.

Облачные и распределенные вычисления – основа экосистемы данных (инфраструктуры анализа, интеллектуализации решений, например, визуализации процессов в реальном режиме, «на лету»).

Данные сильно и динамично усложняются. Есть потребность в обработке разнородных и плохо структурируемых данных на многочисленных носителях. Здесь требуется Big Data, виртуальные и облачные ЦОД, гарантирующие защищенность и доступность сервисов классов IaaS, SaaS, PaaS и др.

Облачный и виртуальный ЦОД

Виртуальные, облачные дата-центры располагаются, например, в виртуальной VLAN-сети. Они независимы от неожиданных сбоев во время решения задач. Управление аналогично администрированию группы устойчивых серверов (физических). Но не приобретаемых, а арендуемых в «облаках» и масштабируемых за несколько минут.

Нет расходов – прямых (на приобретение), накладных (на обслуживание). Есть комфорт и сервис, обеспечение безопасности. Сама структура ЦОД – в «облаке», она дает и маленьким компаниям доступ к мощной ИТ-инфраструктуре (принципы IaaS, SaaS, с оплатой лишь за использованный сервис). Работа, сравнительно с облачным ЦОД, осуществляется с помощью аутсорсинга. Благодаря масштабируемости повышается устойчивая и полная обработка приходящих запросов, независимо от колебаний трафика.

В облачных ЦОД применяется как горизонтальное (рост числа ЦОД), так и вертикальное масштабирование (расширение возможностей увеличением мощности). Принцип типа: «самообслуживание с доступом отовсюду, всегда, любым устройством». Клиент может влиять на предоставляемые ресурсы, виртуальные машины, топологию сети и др. Например, контролировать облачные сервисы независимо от техподдержки, провайдера.

Получить консультацию

Расскажите о существующей или планируемой ИТ-инфраструктуре. Мы поможем разобраться с количеством ресурсов и  вариантами развертывания. Обращайтесь!

+7 (499) 110-95-69